Разнообразие компактных пленочных фотокамер поражает, с 1960 и по конец 2000-х было выпущено несколько сотен моделей от разных известных и не очень производителей. Какие-то из них совсем простенькие мыльницы с одной выдержкой и пластиковой линзой, но есть и весьма продвинутые камеры, вобравшие в себя всё лучшее из шкальных (дальномерных) фотоаппаратов. Как не потеряться в этом многообразии и выбрать для себя ту самую?
Об этом и будет наша статья.
В первую очередь нам важен объектив камеры. В нашу подборку попадут только пленочные камеры с фикс объективом. Камеры с зумами в связи с конструктивными особенностями в этой подборке представлены не будут. О том, чем отличаются камеры с зум объективом вы можете почитать в статье "Зум или фикс? Что выбрать?"
Относительно фиксов стоит обращать внимание на количество элементов линз объектива, чем больше элементов и групп тем лучше постарались японские инженеры в конце прошлого века, работая над оптической схемой объектива. Например, 4 элемента в 4 группах будет лучше чем 3 элемента в 3 группах и тд. Если отдельно указано про наличие многослойного просветления это также хороший знак. Помимо прочего есть зарекомендовавшие себя оптические системы Zuiko, Carl Zeiss Tessar и тд, наличие которых служит своебразным знаком качества приобретаемой вами техники.
Параметры объектива у пленочной камеры как правило указываются на самом объективе и представляют собой две цифры: фокусное расстояние в милиметрах и максимальную диафрагму (светосилу "f/..") или диапазон данных величин (для зумов). Фокусное расстояние объектива это расстояние от его оптического центра до точки фокусировки и чем эта величина меньше, тем шире угол обзора. Широкий угол обзора позволяет вместить большее количество пространства в кадр, к широкоугольным относятся объективы с фокусным расстоянием 24 мм - 35 мм, к стандартным: 35 мм - 65 мм и к теле (макро): 65 мм - 300 мм. Как правило фокусное расстояние у пленочных компактов лежит в пределах от 28 мм до 40 мм.
Диафрагма (или светосила, обозначается буквой "f/..") это второй важный параметр объектива отвечает за количество света, которое пропускает объектив. Обычно на объективе указывается максимальное значение этого параметра, чем меньше это значение, тем дороже объектив (то есть светосила f/2.8 лучше чем f/3.5). И тем более лучшие снимки можно на него получить при плохих условиях освещения. В нашем обзоре будут компакты со светосилой не менее f/3.5. Эти два значения максимальной диафрагмы f/2.8 и f/3.5 являются золотым стандартом в компактных пленочных фотокамерах. Камеры с такими светлыми резкими объективами стоят несомненно дороже, чем те, у которых светосила f/4 и f/5.6, поэтому если вы на данный момент не готовы потратиться на топовый компакт или впервые решили прикоснуться к пленочной фотографии можно вполне довольствоваться бюджетным вариантом с f/5.6 (но ниже этой цифры уходить определенно не стоит).
Еще одним важным параметром объектива является минимальная дистанция фокусировки (МДФ) камеры. Чем это значение меньше, тем больше у вас свободы при съемке. В пленочных компактах это значение может варьироваться от 30 см до 1,5 метров. Если вам попалась камера с 30 см, вам крупно повезло, вы сможете снимать вплотную к объекту и селфи с руки. Если больше метра, про селфи с руки придется забыть, но поснимать котиков всё же удастся.
Диапазон выдержек у пленочных компактных камер варьируется как правило от 1/1000 до нескольких секунд, и чем меньше минимальная и больше максимальная тем лучше. Какую поставить выдержку при данных условиях освещения фотокамера определяет с помощью датчиков экспозамера, их легко узнать по характерной круглой форме и расположению рядом с видоискателем над объективом фотокамеры.
Большинство пленочных компактных фотоаппаратов автоматически распознает ISO светочувствительность пленки по DX-коду и подстаривает настройки съемки под этот параметр. Как правило поддерживается диапазон от 100 до 1000 единиц. В продвинутых камерах этот диапазон может быть гораздо шире, например от 50 до 3200. Также в некоторых моделях реализована ручная установка этого параметра, что может быть очень полезно если мы снимаем на просроченную пленку, а как известно просрочку лучше всего снимать вполовину от номинала, то есть если на пленке указано ISO 200, устанавливаем переключатель чувствительности на 100. Ручная установка ISO помимо прочего позволяет делать экспокоррекцию на 1-2 стопа. То есть мы можем сделать кадр чуть светлее или чуть контрастнее если при съемке на пленку с ISO 200 выставим на камере значение 150 или 250 единиц.
Система автофокусировки обозначается как "AF" и указывается на объективе, корпусе фотоаппарата или в названии модели камеры. Есть ли у фотокамеры автофокус можно определить по ее виду - рядом с объективом должны быть несколько круглых датчиков, обычно они парные, и та самая надпись "AF". Производитель очень гордился такой продвинутой по тем временам системой и спешил указать эту информацию на самом заметном месте. Существуют пассивные и активные, одно-, двух- и трехточечные и даже мультисистемы автофокусировки на основе инфракрасного луча и тд. За редким исключением все топовые компакты обладают такой системой. Это позволяет делать резкие кадры с наводкой резкости на нужный вам объект. Если в видоискателе есть еще и индикация зоны/объекта фокусировки это вдвойне прекрасно, тк вы будете понимать куда сфокусировался объектив и у вас будет меньше испорченных нерезких кадров. Дополнительная функция "focus lock" позволит удерживать фокус на выбранном объекте, даже если он находится не в центре кадра.
Обращайте внимание на встроенную вспышку, и количество режимом ее работы. Как правило при съемке может понадобиться принудительное включение, принудительное отключение, заполняющий режим и режим коррекции "красных глаз". В редких моделях доступны и другие режимы, например ночной. Но в любом случае вспышка должна присутствовать, если мы хотим фотографировать не только днем на улице.
Насчет способов протяжки пленки ходит немало споров. Некоторые утверждают, что хороша лишь автопротяжка, кто-то наоборот превозносит механику. По личному опыту могу сказать что в камерах с механический ручной перемоткой в виде курка или зубчатого колеса у вас больше контроля над ситуацией, к тому же поломки автоматической перемотки не такое уж редкое явление, от чего вы застрахованы "на механике".
Да и крутить колесико чертовски приятно, это же аналоговая техника!
Если вы планируете использовать пленочную камеру для стрит фото и у вас зачастую возникает необходимость незаметно сделать кадр, сфотографировать с близкого расстояния незнакомого человека, то стоит обратить внимание на камеры с ручной механической или бесшумной или отложенной автоперемоткой и тихим звуком затвора. Во многих топовых моделях реализована функция отложенной перемотки кадра, кадр не будет переведен до тех пор, пока вы не отпустите кнопку спуска.
Про таймер автоспуска вопрос еще более спорный, чтобы воспользоваться этим режимом вам понадобится штатив, мало кто отправляется со штативом в путешествие или на прогулку. Вся прелесть компакта как раз в том, что его можно просто положить в карман и пойти. С другой стороны вы можете не носить с собой штатив, а использовать подручные материалы, такие как горка камней на пляже или стопка книг на столе, законы физики в этом нелегком деле также могут прийти вам на помощь.
Тип используемых батареек также важен. Самый удачный расклад если ваша пленочная фотокамера питается от двух пальчиковых батареек AA, вы без проблем сможете купить их в самом дальнем уголке планеты, да еще и дешево. Но как правило в топовых компактах используются более редкий CR123, CR2 и даже экзотические 2CR5 и CR-P2. По возможности уточняйте в инструкции на сколько катушек пленки хватает одного комплекта батарей, и всегда берите с собой запасные в дальние поездки. Также вам может понадобиться отдельная батарейка таблетка для экспонометра.
Функция установки даты на снимке на данный момент также выглядит архаично. Обычно о ее наличии свидетельствует буква "D" или слово "Date/Quarz-date" в названии камеры. В связи с возрастом техники большинство систем исчисления даты были запрограммированы так, что последняя доступная для установки дата вышла в 2012 или 2019 году. Помимо прочего эти системы требуют дополнительного питания редкими видами батареек таблеток, чтобы установить которые надо раскрутить ряд микро винтиков и затем вкрутить их обратно.
Практически все стоящие топовые пленочные компакты сделали японцы. У Canon это модели - AF35M, AF35ML, Prima MINI II, Prima MINI, MC, у Nikon - L35AF, у Olympus - XA, XA2, XA3, XA4, AF-1, AF-10 Super, Mju II, Mju I у Konica - C35 AF, A4, у Minolta - AF, AF-S, у Pentax - PC35 AF, у Ricoh - AF, у Yashica (Kyocera) AF Motor, J Motor, T2, T3 и др.
В линейке бюджетных компактов можно выделить у Olympus - TRIP AF 51, TRIP AF 30, AF-10 MINI, TRIP XB41 AF, у Konica - Pop, у Canon - PRIMA AF-7, AF-8, AF-9s, у Minolta - AF101R, а также недооцененные немецкие компакты Praktica 400 AF, AF 1, P 95 AF и тд.
В следующем обзоре мы подробно остановимся на каждой из этих камер, и распишем их слабые и сильные стороны и другие особенности.
Есть также совсем премиальные компактные камеры от таких именитых производителей как Leica, Rollei, Contax с возможностью вручную изменять параметры выдержки и диафрагмы и фирменной дорогостоящей оптикой, стоят они на порядок дороже и подходят для искушенных пленочных фотографов, которые решили дальше осваивать пленочную фотографию и перешагнули на следующую ступень мастерства, для которой возможностей обычного топового компакта уже не хватает. Стоят эти игрушки больше 50к, поэтому на них мы останавливаться не будем.